Этап 1. Формирование клиентских портретов на основании социально-демографических характеристик является заведомо неверной стратегией, ведь клиенты, имея совершенно разные социально-демографические признаки, могут решать одни и те же задачи (например, исключить из своей жизни соседей по квартире путем покупки дома) и иметь одинаковый контекст ситуации, в которой было принято принципиальное решение о покупке.
Поэтому, важным было понять:
• Как клиенты мыслили/мыслят при принятии решений о покупке, по каким принципам выбирали жилье;
• Понять убеждения, мотивы, ценности клиентов. В чем сомневались уже купившие, над чем думаю думающие.
• Понять карту путей клиентов от момента, когда впервые возникла мысль о покупке до момента эксплуатации объектов недвижимости.
Далее мы сформировали репрезентативные выборки клиентов из следующих категорий:
• Купившие и живущие в уже купленных объектах недвижимости (разделили группу на две - те, кто приобрел в ипотеку и те, кто приобрел за собственные средства);
• Думающие над покупкой (в том числе отдельно выделили людей, проживающих в квартирах похожей площади - для проверки одной из гипотез);
• Отказавшиеся от покупки (в том числе, чтобы понять в пользу каких других предложений отказались клиенты);
• Риэлторы управляющей компании, осуществляющие продажи недвижимости у застройщика.
Этап 2. Проведение и структурирование итогов интервью.
После того, как были определены цели, задачи и группы опрашиваемых, мы приступили к формированию опросных листов для проведения глубинных интервью.
Формирование опросных листов при проведении customer development - еще одна задача, которую нужно решить правильным способом. Особенностью данной задачи является то, что вопросы в ходе проведения глубинных интервью не должны содержать в себе информации, предполагающей какие-либо конкретные ответы или даже их вариации. Важно услышать именно мнение человека, а не подтолкнуть его к какому-то ответу и тем более не задавать открытых вопросов.
Далее работа выглядела следующим образом:
листы интервью были сформированы и согласованы всеми сторонами процесса, пояснены причинно-следственные связи именно такого
Содержания опросов;
проведен ряд интервью по каждой группе, итоговое количество интервью было сформировано при получении ряда повторяющихся ответов на одни и те же вопросы;
по итогам проведенных интервью клиенты были объединены в группы по общим поведенческим признакам;
в ходу интервью были проверены ряд гипотез, мнение о которых сформировалось в ходе осуществления продаж объектов (в том числе по просьбе застройщика), основная часть которых была опровергнута;